факс: (499) 940-49-81
ПОИСК         КОРЗИНА (
)
Продажа тканейДоставкаKонтактыМагазин тканей в МосквеТкани в интерьереНовости
Бархат «Парадиз Гарден»
Сатен и димаут
Бархат «Вернисаж» 3D
Бархат и тюль «Камелия»
Тюль-сетка
Бархат и тюль панно «Палацио»
Бархат и тюль «Ноблесс»
Бархат и тюль «Бьюти»
Бархат и тюль «Императорский»
Шенилл и тюль «Версаль»
Портьера и тюль «Лён»
Портьерные ткани
Тюль Вуаль
Органза
Аксессуары для штор
Текстильный дизайн
Шторы в гостиную
Кухонные шторы своими руками
Дизайн собственной квартиры
Цвета в интерьере
Цвет сквозь века
Шторы из бусин
Штора из бутылок
Великолепный век у вас дома

Цвет сквозь века

Цветовые характеристики предметов всегда имели большое значение для человечества, что нашло отражение в различных культурных феноменах-религии, ремеслах, архитектуре.

Еще на заре цивилизации цвет служил людям и средством информации, и символом, и украшением. С древнейших времен светоцветовая палитра природного окружения является источником эмоциональных и эстетических переживаний человека.

Первобытный человек в красной краске узнавал кровь, огонь, тепло, солнце; белая краска была для него мифологическим аналогом света, чистоты, святости, жизни. Чёрный цвет у древних ассоциировался с мраком, ночью, смертью, злом. Цвет был важен магически — служил заклинательным средством, помогая человеку в общении с богами и духами. Три цвета красный, белый, черный — долгое время были основными, затем к триаде присоединились: зеленый цвет — цвет растений (у всех народов), желтый — цвет земли (у греков и китайцев), синий цвет — цвет неба (у египтян и китайцев). Люди древних цивилизаций — египтяне, греки, римляне — использовали цвет в быту и в архитектуре, окрашивая здания внутри и снаружи.

Природа Египта с его жарким климатом, ярким солнцем, плоскими долинами, окрашенными в теплые оранжево-желтые тона, подсказала художникам использование синих, голубых, зеленых тонов. Так, в египетских храмах потолки были обычно голубые, украшенные изображениями звезд и солнца, а полы — зеленые, как берега Нила. В оформлении сфинксов, установленных вдоль аллеи, ведущей к храму Хатшепсут, были использованы желтый, синий, зеленый и красный цвета, которые являются контрастными по цветовому тону по отношению друг к другу: в желтый были окрашены лица и туловища сфинксов, синий — накладные царские бороды, зеленый и красный - полосы на головных платках. Контрастные цвета отчетливее и легче воспринимаются в условиях высокой освещенности, и древние египтяне это чувствовали. Египтяне создали арсенал приемов, позволивший им достичь максимальной выразительности в архитектуре, — это оптические иллюзии, динамика восприятия, контрастные и нюансные световые и цветовые сочетания и гармонии.

Архитекторы Древней Греции активно использовали формообразующие свойства света (светотень), создавая различную глубину профилировки деталей на северных и южных фасадах сооружений, изменяя толщину крайних колонн. Древние греки считали цвет неотъемлемой частью формы и одним из главных свойств, создающих впечатление от предмета. Они прибегали к ярким краскам и контрастным сочетаниям. Ярко-красный цвет сочетали с зеленым, сурик с синим, контуры обрисовывали черным. Большие поверхности конструкций красили в белый цвет или цвет натурального материала (например, песочный). Это давало ощущение прочности. В отделке использовали чистый красный, зеленый и синий. Так, фон фронтона Парфенона в Афинах был синим; синими были также верхний пояс колонны и кольца на эхине; темно-синие триглифы контрастировали с красным цветом меноп, фон которых был темно-красным (синий цвет хорошо воспринимается в условиях яркого солнечного света). Древнеримские архитекторы использовали преимущественно красный, зеленый, голубой и черный цвета. Фасады зданий из светлого мрамора и туфа не красили: натуральный материал хорошо контрастировал с окружающей природой и ярким цветом неба.

После падения Рима наука о свете и цвете переживает особый — богословский — период. Суть отношения средневековья к свету и цвету можно выразить так: свет символизирует благо, добро, истину, разум, а тьма — зло. В средневековой цветовой системе существовала строгая иерархия: цвета «главные», «божественные» — белый, золотой (или желтый), пурпурный, красный, синий; ниже стоят зеленый и черный; серый, коричневый и другие смешанные и малонасыщенные цвета ученые и живописцы того времени как бы не замечают.

В готических соборах огромные оконные проемы выполнялись из цветного стекла, что обеспечивало создание внутри собора особой светоцветовой среды. В витражах использовали преимущественно вишнево-красные, пурпурные и синие тона, витражи в южных районах выполняли из стекла холодной цветовой гаммы (для снижения чрезмерной инсоляции).

В эпоху Ренессанса цвета начинают различать по тону, насыщенности и светлоте. Исаак Ньютон (1643—1727) первым объяснил природу света и цвета; его исследования лежат в основе современных научных представлений о свете и цвете. Ньютону принадлежат первые опыты по оптическому смешению цветов, их классификации и количественному выражению.

Стремление к свободе и проявлению индивидуальности, зародившиеся в эпоху Ренессанса, приводит к тому, что цветовое выражение становится сложным, изысканным: в стиле барокко наряду с усложнением композиции проявляется «чувственное буйство цвета». На смену мажорным, насыщенным цветам эпохи барокко приходит стиль рококо (первая половина XVIII в.) с приглушенными, «разбеленными» жемчужно-серыми, голубоватыми, бледно-охристыми, зеленоватыми оттенками и собственно белым цветом. Излюбленная гамма французского классицизма — белые, голубые, розовые, светло-зеленые, кремовые приглушенные тона.

Стиль ампир, основанный на образцах античности и отчасти египетского искусства, по колориту резко отличается от стиля XVIII в. Ему присущи насыщенные тона — пурпурные, малиновые, синие, желтые, зеленые, широко используется позолота.

В русской архитектуре при всем многообразии композиций, форм, стилей обнаруживаются общие закономерности, связанные с особенностями природного освещения, достаточно высокой и равномерной яркостью пасмурного неба (ср. с Египтом, Грецией): силуэты русских церквей и соборов на фоне облачного неба прекрасно вписываются в окружающую природу. Использование цвета, полихромии в русском зодчестве является прекрасным примером решения колористических задач в многообразных природных условиях.

В древней, деревянной, архитектуре цвет активно участвовал в оформлении наличников, фронтонов, лестниц и др. В орнаментальных композициях использовали чистые пигменты, контрастные сочетания красного, желтого, синего. В каменных сооружениях цветовые композиции строили из насыщенных и чистых цветов как во внешнем, так и во внутреннем оформлении — различная окраска куполов, роспись, мозаика во внутренней отделке. Так, в мозаике храма Софии в Киеве найдено около 130 оттенков (в том числе 25 — зеленых, 23-коричневых, 19 — синих). Новгородские соборы XIV в. имели белую, слегка розоватую окраску стен, что определяло общую цветовую гамму построек города.

Предельно аскетичен был Псков. Для него характерна та же цветовая гамма, что и для Новгорода. В Москве же, в период бурного ее строительства в XVI—XVII вв., широко использовали красный цвет — от ярко-оранжевого сурика до темно-вишневой охры. Москва как бы впитала цветовое богатство Киева и Владимира и светлые образцы Пскова и Новгорода.

Любовь к многоцветному оформлению архитектурных сооружений прослеживается на протяжении всей истории русского зодчества. Цвет, хоть и в разной степени, использовали все стилевые школы.

В XVIII в. цвет приобретает градостроительную роль. В русском барокко мы видим яркие контрасты. Синий или лазурно-голубой с белым, желтый с белым и другие сочетания придавали зданиям праздничный вид.

В духе русского национального творчества царит оптимистический колорит. Классицизм характеризуется переходом от насыщенных цветов в оформлении фасадов зданий к теплым, охристо-желтым, серым тонам.

Стиль модерн формируется в конце XIX в. Для полихромии модерна характерно использование природных гармоний, построенных на неопределенных, разбеленных, пастельных тонах: серебристо-серых, дымчатых, зеленовато-пепельно-болотных, голубоватых и нежно-розовых, — цветовая гамма звучит минорно по сравнению с мажорной цветовой гаммой прежних стилей.

Особняком стоит богатая, насыщенная цветом архитектура Средней Азии, что объясняется природой района: под палящим солнцем она монохромна, порой кажется серебристо-серой из-за выгоревшей на солнце или опушенной белесоватой зелени и зачастую бледно-голубого, тоже белесоватого, неба. Освещение не позволяет четко воспринимать округлые формы, так как полутень сливается с собственной тенью. Из-за этого мастера использовали яркие краски в архитектуре, в прикладном искусстве, в одежде, применяя небесно-голубой, белый и черный цвета, различные оттенки синего и зеленого, что обеспечивало благоприятный контраст при ярком свете и монохромной окружающей среде.

В живописи цвет проявляется и используется еще более многообразно, чем в архитектуре. Именно в живописи были выявлены и реализованы закономерности цветовой гармонизации.

«В искусстве живописи взаимосвязаны оптические, эмоциональные и духовные проявления цвета. Эффекты разнообразного воздействия цвета и возможность управлять ими должны стать основой эстетического учения о цвете» (Иттен И. Искусство цвета).

По материалам книги Т.А. Соколовой, И.Ю. Бочковой, О.Н. Бобылевой «Цвет в ландшафтном дизайне»

Эффективная реклама
Разработка и создание сайтов
Rambler's Top100